Антифризы
Классификация антифризов
В России и на постсоветском пространстве за классификацию антифризов приняты стандарты компании Volkswagen:
Класс G11
Антифризы, в которых используется этиленгликоль с небольшим пакетом неорганических присадок. Классифицируются как антифризы для автомобилей до 1996 года выпуска. Эти антифризы не содержат фосфатов, боратов, нитритов и аминов. Максимальный срок эксплуатации колеблется в пределах 2–3 лет.
Класс G12
Антифризы на основе органических карбоксилатных соединений. Классифицируются как антифризы для автомобилей 1996 – 2001 годов выпуска. Наилучшим образом подходят для высокооборотистых и температуронагруженных двигателей. Максимальный срок службы антифризов данного класса около 5 – 6 лет.
Класс G12+
Антифризы для автомобилей с 2001 года выпуска. Не содержат нитритов, фосфатов, боратов, силикатов, аминов.
Класс G 12++
В 2008 году появился новый антифриз типа лобрид . Такие антифризы начала применять группа PSA (Peugeot, Сitroen) в новых моделях концерна.
Класс G13
Антифризы, в составе которых вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается), но в то же время и более дорогой. Это группа антифризов для форсированных или спортивных двигателей автомобилей и мотоциклов, работающих в экстремальных режимах. По причине своей дороговизны не производится на территории стран СНГ.
Смешивание антифризов, сроки замены, цвет антифриза
Часто у автомобилистов возникает вопрос о возможности смешивания различных типов антифриза. Если антифриз обесцветился или потемнел, или если в нем появился осадок – значит он не выполняет больше функцию защиты от коррозии и данный антифриз требуется срочно заменить. В "Руководстве по эксплуатации" либо в сервисной книжке могут быть прописаны как конкретные производители и наименования антифриза, так и класс охлаждающей жидкости.
Следует отметить, что большая часть антифризов производится на основе этиленгликоля и между собой совместима. Их можно смешивать, но, полученная в результате смешивания охлаждающая жидкость, приобретет другие характеристики, что потом может отразиться на работе охлаждающей системы.
Категорически не допускается смешивание антифризов безсиликатной группы с антифризами других групп – это может привести к свертыванию всей смеси.
Менять один вид антифриза на другой можно только после промывки системы охлаждения. Нужно с большой осторожностью подходить к смешиванию антифризов разных марок. Производители используют свои технологии при изготовлении антифризов, применяя различные присадки. В результате, даже при смешивании идентичных на первый взгляд антифризов от разных производителей можно получить непредсказуемый результат.
Цвет антифриза, обычно, является предметом договоренности между производителем и потребителем. Разные цвета антифризов, обычно, применяются для определения вида охлаждающей жидкости и используемых антикоррозийных присадок. Многие европейские компании-производители антифризов различиями по цвету определяют класс допуска к автомобилю. А японская цветовая гамма указывает на температурный диапазон того или иного вида антифриза. Поэтому при выборе антифриза следует руководствоваться не его цветом, а информацией о классе и свойствах жидкости, которую нормальный производитель обязательно укажет на канистре.
Кроме того, производители часто указывают на этикетках стандарты/допуски, которым соответствует данный антифриз. Так, например, в США действуют стандарты АSTM D 3306 (4340, 4985), SAE J1034; в Англии – B5 5117, BS 6580А; в Германии – FVV HEFT R 443; во Франции – AFNOR NF R 15–601; в Японии – JIS К 2234, существуют и другие допуски (приведены ниже).
Антифриз выпускается как в виде концентрата до –75°C, так и уже готовый к употреблению. Концентрат антифриза в чистом виде без разбавления водой использовать нельзя. Способ его разбавления изготовитель указывает на этикетке. Чем выше процентное содержание этиленгликоля в антифризе, тем ниже температура его замерзания. При этом теплоотводящие свойства концентрированного антифриза будут хуже, чем стандартного, при соотношении воды и концентрата 1:1.
Основные правила по доливке антифриза
1. Не открывайте крышку бачка при работающем двигателе – вы можете получить ожоги от брызг антифриза.
2. Вначале слегка приоткройте крышку, выпустив давление, и только потом, когда поймете, что давление выровнялось с атмосферным, полностью откручивайте.
3. Не нужно наливать антифриз выше нормы – лучше охлаждаться от этого двигатель не будет, соблюдайте нормы при доливке антифриза.
По-началу практически все более-менее качественные охлаждающие жидкости защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки вырабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только смесь гликоля и воды. Естественно ни о какой защите речи уже не идет, а некоторые присадки могут дать и побочный эффект. Поэтому если заливать недорогие ОЖ и менять их раз в 6 месяцев, ничего страшного даже для импортных двигателей возможно не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз в 2–3 года, в соответствии с рекомендациями производителя. Это дело покупателя.
Стандарты/допуски на охлаждающие жидкости
ASTM D 3306 и ASTM D 4656
Для легковых автомобилей и малых грузовиков.
ASTM D 4985 и ASTM D 5345
Для двигателей, работающих в тяжелых условиях (длительно эксплуатируемых в режимах, близких к максимальной мощности, на внедорожной технике, больших грузовиках, в стационарных силовых установках и т.п.). Причем в эти ОЖ необходимо предварительно добавить специальную присадку.
General Motors USA – Antifreeze Concentrate GM 1899–M, GM 6038–M
Традиционные антифризы
Mercedes–Benz
|
325.2
|
MAN
|
324 Typ N
|
Fiat
|
9,55523
|
Iveco standard
|
18–1830
|
Гидридные антифризы
BMW
|
GS 94000
|
Mercedes–Benz
|
325.0
|
Deutz
|
0199–99–1115/6 group A
|
Chrysler
|
MS–7170
|
Ford
|
WSS–M97B51–A
|
Volvo Cars
|
128 6083 / 002
|
Opel – GM
|
GME L1301
|
Saab
|
6901 599
|
MAN
|
324 Typ NF
|
MTU
|
MTL 5048
|
Volkswagen
|
TL–774 C = G11
|
Lobrid антифризы
Mercedes–Benz
|
325.5
|
MAN
|
324 Typ Si–OAT
|
Peugeot–Citroën
|
PSA B 71 5110
|
Volkswagen
|
TL–774 G = G12++
|
Volkswagen
|
TL–774 J = G13
|
Карбоксилатные антифризы
Mercedes–Benz
|
325.3
|
Deutz
|
0199–99–1115/6 group B
|
Ford
|
WSS–M97B44–D
|
Ford
|
WSS–M97B44–E
|
Opel – GM
|
GM 6277M
|
Vauxhall
|
GME L1301
|
Jenbacher
|
TA 1000–0201
|
John Deere
|
JDMH5
|
Komatsu
|
07.892 (2009)
|
Liebherr
|
MD1–36–130
|
MAN
|
324 Typ SNF
|
MAN
|
B&W AG D36 5600
|
MTU
|
MTL 5049
|
Mazda
|
MEZ MN 121 D
|
DAF
|
74002
|
Leyland Trucks
|
DW03245403
|
Renault
|
41–01–001/–S Type D
|
Renault
|
41–01–001/–T
|
Jaguar
|
CMR 8229
|
Volvo Trucks
|
128 6083 / 002
|
Volkswagen
|
TL–774 D = G12
|
Volkswagen
|
TL–774 F = G12+
|
Wärtsilä
|
32–9011
|