Антифризы

Классификация антифризов

В России и на постсоветском пространстве за классификацию антифризов приняты стандарты компании Volkswagen:

Класс G11
Антифризы, в которых используется этиленгликоль с небольшим пакетом неорганических присадок. Классифицируются как антифризы для автомобилей до 1996 года выпуска. Эти антифризы не содержат фосфатов, боратов, нитритов и аминов. Максимальный срок эксплуатации колеблется в пределах 2–3 лет.

Класс G12
Антифризы на основе органических карбоксилатных соединений. Классифицируются как антифризы для автомобилей 1996 – 2001 годов выпуска. Наилучшим образом подходят для высокооборотистых и температуронагруженных двигателей. Максимальный срок службы антифризов данного класса около 5 – 6 лет.

Класс G12+
Антифризы для автомобилей с 2001 года выпуска. Не содержат нитритов, фосфатов, боратов, силикатов, аминов.

Класс G 12++
В 2008 году появился новый антифриз типа лобрид . Такие антифризы начала применять группа PSA (Peugeot, Сitroen) в новых моделях концерна.

Класс G13
Антифризы, в составе которых вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается), но в то же время и более дорогой. Это группа антифризов для форсированных или спортивных двигателей автомобилей и мотоциклов, работающих в экстремальных режимах. По причине своей дороговизны не производится на территории стран СНГ.

Смешивание антифризов, сроки замены, цвет антифриза

Часто у автомобилистов возникает вопрос о возможности смешивания различных типов антифриза. Если антифриз обесцветился или потемнел, или если в нем появился осадок – значит он не выполняет больше функцию защиты от коррозии и данный антифриз требуется срочно заменить. В "Руководстве по эксплуатации" либо в сервисной книжке могут быть прописаны как конкретные производители и наименования антифриза, так и класс охлаждающей жидкости.

Следует отметить, что большая часть антифризов производится на основе этиленгликоля и между собой совместима. Их можно смешивать, но, полученная в результате смешивания охлаждающая жидкость, приобретет другие характеристики, что потом может отразиться на работе охлаждающей системы.

Категорически не допускается смешивание антифризов безсиликатной группы с антифризами других групп – это может привести к свертыванию всей смеси.

Менять один вид антифриза на другой можно только после промывки системы охлаждения. Нужно с большой осторожностью подходить к смешиванию антифризов разных марок. Производители используют свои технологии при изготовлении антифризов, применяя различные присадки. В результате, даже при смешивании идентичных на первый взгляд антифризов от разных производителей можно получить непредсказуемый результат.

Цвет антифриза, обычно, является предметом договоренности между производителем и потребителем. Разные цвета антифризов, обычно, применяются для определения вида охлаждающей жидкости и используемых антикоррозийных присадок. Многие европейские компании-производители антифризов различиями по цвету определяют класс допуска к автомобилю. А японская цветовая гамма указывает на температурный диапазон того или иного вида антифриза. Поэтому при выборе антифриза следует руководствоваться не его цветом, а информацией о классе и свойствах жидкости, которую нормальный производитель обязательно укажет на канистре.

Кроме того, производители часто указывают на этикетках стандарты/допуски, которым соответствует данный антифриз. Так, например, в США действуют стандарты АSTM D 3306 (4340, 4985), SAE J1034; в Англии – B5 5117, BS 6580А; в Германии – FVV HEFT R 443; во Франции – AFNOR NF R 15–601; в Японии – JIS К 2234, существуют и другие допуски (приведены ниже).

Антифриз выпускается как в виде концентрата до –75°C, так и уже готовый к употреблению. Концентрат антифриза в чистом виде без разбавления водой использовать нельзя. Способ его разбавления изготовитель указывает на этикетке. Чем выше процентное содержание этиленгликоля в антифризе, тем ниже температура его замерзания. При этом теплоотводящие свойства концентрированного антифриза будут хуже, чем стандартного, при соотношении воды и концентрата 1:1.

Основные правила по доливке антифриза

1. Не открывайте крышку бачка при работающем двигателе – вы можете получить ожоги от брызг антифриза.

2. Вначале слегка приоткройте крышку, выпустив давление, и только потом, когда поймете, что давление выровнялось с атмосферным, полностью откручивайте.

3. Не нужно наливать антифриз выше нормы – лучше охлаждаться от этого двигатель не будет, соблюдайте нормы при доливке антифриза.

По-началу практически все более-менее качественные охлаждающие жидкости защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки вырабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только смесь гликоля и воды. Естественно ни о какой защите речи уже не идет, а некоторые присадки могут дать и побочный эффект. Поэтому если заливать недорогие ОЖ и менять их раз в 6 месяцев, ничего страшного даже для импортных двигателей возможно не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз в 2–3 года, в соответствии с рекомендациями производителя. Это дело покупателя.

Стандарты/допуски на охлаждающие жидкости

ASTM D 3306 и ASTM D 4656
Для легковых автомобилей и малых грузовиков.

ASTM D 4985 и ASTM D 5345
Для двигателей, работающих в тяжелых условиях (длительно эксплуатируемых в режимах, близких к максимальной мощности, на внедорожной технике, больших грузовиках, в стационарных силовых установках и т.п.). Причем в эти ОЖ необходимо предварительно добавить специальную присадку.

General Motors USA – Antifreeze Concentrate GM 1899–M, GM 6038–M

Традиционные антифризы

Mercedes–Benz

325.2

MAN

324 Typ N

Fiat

9,55523

Iveco standard

18–1830

Гидридные антифризы

BMW

GS 94000

Mercedes–Benz

325.0

Deutz

0199–99–1115/6 group A

Chrysler

MS–7170

Ford

WSS–M97B51–A

Volvo Cars

128 6083 / 002

Opel – GM

GME L1301

Saab

6901 599

MAN

324 Typ NF

MTU

MTL 5048

Volkswagen

TL–774 C = G11

Lobrid антифризы

Mercedes–Benz

325.5

MAN

324 Typ Si–OAT

Peugeot–Citroën

PSA B 71 5110

Volkswagen

TL–774 G = G12++

Volkswagen

TL–774 J = G13



Карбоксилатные антифризы

Mercedes–Benz

325.3

Deutz

0199–99–1115/6 group B

Ford

WSS–M97B44–D

Ford

WSS–M97B44–E

Opel – GM

GM 6277M

Vauxhall

GME L1301

Jenbacher

TA 1000–0201

John Deere

JDMH5

Komatsu

07.892 (2009)

Liebherr

MD1–36–130

MAN

324 Typ SNF

MAN

B&W AG D36 5600

MTU

MTL 5049

Mazda

MEZ MN 121 D

DAF

74002

Leyland Trucks

DW03245403

Renault

41–01–001/–S Type D

Renault

41–01–001/–T

Jaguar

CMR 8229

Volvo Trucks

128 6083 / 002

Volkswagen

TL–774 D = G12

Volkswagen

TL–774 F = G12+

Wärtsilä

32–9011