Предлагаем ознакомиться с разновидностями существующих охлаждающих жидкостей (антифризов) для автомобилей и приобрести в нашем интернет-магазине "Технические масла и смазки" антифриз, подходящий именно Вашему автомобилю!
2 Органические (карбоксилатные) антифризы
Охлаждающие жидкости (антифризы)
В настоящее время не существует единой международной маркировки антифризов различных производителей. Однако в России широко распространена маркировка концерна Volkswagen — G11, G12, G13.
Антифризы подразделяются на неорганические, органические (карбоксилатные), гибридные и лобридные.
1 Неорганические антифризы
Первыми в автомобилях стали применять неорганические антифризы, которые содержат соли неорганических кислот, такие как нитриты, нитраты, бораты и силикаты. Примером такого антифриза является известный Тосол А-40.
Международное обозначение для таких антифризов — IAT (Inorganic Acid Technology).
Соли, находящиеся в составе неорганических антифризов, действуют как замедлители коррозии. Процент содержания солей в неорганическом антифризе достаточно высок, и когда он используется в двигателе, соли оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения, образуя плёнку, которая защищает металл от воздействия моноэтиленгликоля.
Одним из преимуществ неорганической охлаждающей жидкости является её относительная универсальность. Созданный в эпоху, когда блоки цилиндров двигателей были из чугуна, а радиаторы — из меди, такой антифриз хорошо защищает и алюминиевые детали.
Однако неорганические антифризы имеют несколько недостатков:
- Во-первых, защитная плёнка, образуемая неорганической охлаждающей жидкостью, может ухудшить теплоотдачу. На старых двигателях с рабочей температурой 80°C это было несущественно, но в современных высокофорсированных и теплонагруженных двигателях такой антифриз применять нежелательно.
- Во-вторых, неорганические антифризы имеют ограниченный срок службы. Защитная плёнка постепенно разрушается, и начинается коррозия металла в тех местах, где покрытие утрачено. Восстановить защитное покрытие невозможно, поскольку присадки уже были использованы, и их нет в циркулирующем антифризе.
- В-третьих, "продукты износа" неорганической охлаждающей жидкости содержат абразивные частицы, которые могут быть вредными для сальников водяного насоса.
Срок службы неорганических антифризов составляет около двух лет.
2 Органические (карбоксилатные) антифризы
Ингибиторами коррозии в органических антифризах служат органические карбоновые кислоты. Их международное обозначение — Carboxylate coolants, OAT (Organic Acid Technology), SNF (Silicate Nitrite Free), G12 или G12+.
В отличие от неорганических добавок, органические карбоновые кислоты не оседают на стенках и долго сохраняются в составе антифриза. Они действуют локально — только там, где коррозия уже началась. Они покрывают проблемное место тонкой плёнкой, в отличие от неорганических охлаждающих жидкостей.
Благодаря этому карбоксилатные антифризы лучше отводят тепло от горячих деталей и имеют более длительный срок службы. Однако они не рекомендуются для использования в алюминиевых двигателях, так как могут вызывать окисление чугуна и старых радиаторов. Поэтому, при использовании карбоксилатного антифриза, необходимо тщательно следить за его уровнем в расширительном бачке и избегать попадания воздуха в систему охлаждения.
G12+ — улучшенная формула карбоксилатного антифриза с добавлением силикатных присадок.
Карбоксилатные антифризы могут использоваться в течение 3-4 лет без значительного снижения своих свойств. Некоторые современные антифризы этого типа имеют продленный срок службы до 5 лет, однако при смешивании с антифризами стандарта G11 и аналогами, срок службы будет сокращен до 3 лет.
3 Гибридные антифризы
Следующим шагом в развитии охлаждающих жидкостей стало появление гибридных антифризов. В них используется комбинированный пакет присадок, состоящий на 60–70% из неорганических солей и остальное из карбоксилатов.
Международное обозначение — HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology, NF (Nitrite Free), G11 (по спецификации VW TL 774-C).
Гибридный антифриз обеспечивает комбинированную защиту. Часть присадок оседает на стенках и предотвращает коррозию, тогда как остальные в жидкости активируются в местах повреждений защитного покрытия.
У них есть свои плюсы и минусы. Защитное покрытие все равно относительно толстое, что может ухудшить эффективность охлаждения. Однако, благодаря карбоксилатной составляющей, гибридный антифриз имеет более длительный срок службы по сравнению с неорганическими антифризами, который составляет примерно 3 года.
4 Лобридные антифризы
Ещё один тип антифризов, в которых преобладают карбоксилатные присадки, а доля неорганических солей составляет около 10%. Это означает, что основная защита основана на органической технологии, где присадки активно действуют в местах коррозии, а неорганические соли образуют тонкий слой. Эти охлаждающие жидкости предназначены для использования в современных моторах и могут быть использованы в большинстве относительно новых автомобилей. Они обеспечивают отличную теплоотдачу и имеют высокий ресурс. Однако лобридные антифризы являются самыми дорогими из-за более сложных технологий производства. Также важно отметить, что среди гибридных и лобридных антифризов есть деление на силикатные и фосфатные, в зависимости от типа используемых солей в неорганической составляющей присадок. Первые часто используют европейские производители автомобилей, в то время как вторые — японские и корейские. Однако оба типа обеспечивают одинаковую защиту от коррозии.
Этиленгликолевые лорбидные антифризы имеют маркировку G12++, а G13 — это антифризы на пропилегликолевой основе. Пропиленгликоль по своим характеристикам не отличается от этиленгликоля, однако он менее ядовитый и более экологически чистый.
5 Выбор антифриза
При выборе антифриза важно понимать, что цвет охлаждающей жидкости не указывает на её тип. Красный, синий или зеленый цвет создается добавлением красителя для легкого контроля уровня и поиска утечек. Краситель не влияет на свойства охлаждающей жидкости.
Лучшим руководством при выборе антифриза является рекомендация производителя автомобиля, указанная в инструкции по эксплуатации автомобиля. Там должны быть указаны тип антифриза, заливаемого на заводе, а также допуск (буквенно-цифровой код), который должен быть у рекомендованной на замену жидкости.
При необходимости смешивания разных марок антифриза можно ориентироваться на следующую таблицу от SWAG:
|
Охлаждающая жидкость в системе охлаждения |
||||||
|
99 90 1089 G11 |
99 90 2374 G11 |
99 90 1381 G12 |
99 91 9400 G12+ |
30 93 7400 G12++ |
30 93 8200 G13 |
|
Доливаемая охлаждающая жидкость |
99 90 1089 G11 |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
99 90 2374 G11 |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
99 90 1381 G12 |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
|
99 91 9400 G12+ |
да |
да |
да |
да |
нет |
нет |
|
30 93 7400 G12++ |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
|
30 93 8200 G13 |
да |
да |
да |
да |
да |
да |