г. Муром, ул. Орловская, д. 1Б
    +7 (910) 777 06 82    8 (49234) 9-98-09
8 (49234) 9-98-29     8 (49234) 77-3-22
office@tmsmurom.ru

Классификация охлаждающих жидкостей (антифризов)

1 Неорганические антифризы

2 Органические (карбоксилатные) антифризы

3 Гибридные антифризы

4 Лобридные антифризы

5 Выбор антифриза

 

Охлаждающие жидкости (антифризы)

В настоящее время не существует единой международной маркировки антифризов различных производителей. Однако в России широко распространена маркировка концерна Volkswagen — G11, G12, G13.

Антифризы подразделяются на неорганические, органические (карбоксилатные), гибридные и лобридные.

1 Неорганические антифризы

Первыми в автомобилях стали применять неорганические антифризы, которые содержат соли неорганических кислот, такие как нитриты, нитраты, бораты и силикаты. Примером такого антифриза является известный Тосол А-40.

Международное обозначение для таких антифризов — IAT (Inorganic Acid Technology).

Соли, находящиеся в составе неорганических антифризов, действуют как замедлители коррозии. Процент содержания солей в неорганическом антифризе достаточно высок, и когда он используется в двигателе, соли оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения, образуя плёнку, которая защищает металл от воздействия моноэтиленгликоля.

Одним из преимуществ неорганической охлаждающей жидкости является её относительная универсальность. Созданный в эпоху, когда блоки цилиндров двигателей были из чугуна, а радиаторы — из меди, такой антифриз хорошо защищает и алюминиевые детали.

Однако неорганические антифризы имеют несколько недостатков:

{C}·       {C}Во-первых, защитная плёнка, образуемая неорганической охлаждающей жидкостью, может ухудшить теплоотдачу. На старых двигателях с рабочей температурой 80°C это было несущественно, но в современных высокофорсированных и теплонагруженных двигателях такой антифриз применять нежелательно.

{C}·       {C}Во-вторых, неорганические антифризы имеют ограниченный срок службы. Защитная плёнка постепенно разрушается, и начинается коррозия металла в тех местах, где покрытие утрачено. Восстановить защитное покрытие невозможно, поскольку присадки уже были использованы, и их нет в циркулирующем антифризе.

{C}·       {C}Наконец, "продукты износа" неорганической охлаждающей жидкости содержат абразивные частицы, которые могут быть вредными для сальников водяного насоса.

Срок службы неорганических антифризов составляет около двух лет.

2 Органические (карбоксилатные) антифризы

Ингибиторами коррозии в органических антифризах служат органические карбоновые кислоты. Их международное обозначение — Carboxylate coolants, OAT (Organic Acid Technology), SNF (Silicate Nitrite Free), G12 или G12+.

В отличие от неорганических добавок, органические карбоновые кислоты не оседают на стенках и долго сохраняются в составе антифриза. Они действуют локально — только там, где коррозия уже началась. Они покрывают проблемное место тонкой плёнкой, в отличие от неорганических охлаждающих жидкостей.
Благодаря этому карбоксилатные антифризы лучше отводят тепло от горячих деталей и имеют более длительный срок службы. Однако они не рекомендуются для использования в алюминиевых двигателях, так как могут вызывать окисление чугуна и старых радиаторов. Поэтому, при использовании карбоксилатного антифриза, необходимо тщательно следить за его уровнем в расширительном бачке и избегать попадания воздуха в систему охлаждения.

G12+ — улучшенная формула карбоксилатного антифриза с добавлением силикатных присадок.

Карбоксилатные антифризы могут использоваться в течение 3-4 лет без значительного снижения своих свойств. Некоторые современные антифризы этого типа имеют продленный срок службы до 5 лет, однако при смешивании с антифризами стандарта G11 и аналогами, срок службы будет сокращен до 3 лет.

3 Гибридные антифризы

Следующим шагом в развитии охлаждающих жидкостей стало появление гибридных антифризов. В них используется комбинированный пакет присадок, состоящий на 60–70% из неорганических солей и остальное из карбоксилатов.

Международное обозначение — HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology, NF (Nitrite Free), G11 (по спецификации VW TL 774-C).

Гибридный антифриз обеспечивает комбинированную защиту. Часть присадок оседает на стенках и предотвращает коррозию, тогда как остальные в жидкости активируются в местах повреждений защитного покрытия.

У них есть свои плюсы и минусы. Защитное покрытие все равно относительно толстое, что может ухудшить эффективность охлаждения. Однако, благодаря карбоксилатной составляющей, гибридный антифриз имеет более длительный срок службы по сравнению с неорганическими антифризами, который составляет примерно 3 года.

4 Лобридные антифризы

Ещё один тип антифризов, в которых преобладают карбоксилатные присадки, а доля неорганических солей составляет около 10%. Это означает, что основная защита основана на органической технологии, где присадки активно действуют в местах коррозии, а неорганические соли образуют тонкий слой. Эти охлаждающие жидкости предназначены для использования в современных моторах и могут быть использованы в большинстве относительно новых автомобилей. Они обеспечивают отличную теплоотдачу и имеют высокий ресурс. Однако лобридные антифризы являются самыми дорогими из-за более сложных технологий производства. Также важно отметить, что среди гибридных и лобридных антифризов есть деление на силикатные и фосфатные, в зависимости от типа используемых солей в неорганической составляющей присадок. Первые часто используют европейские производители автомобилей, в то время как вторые — японские и корейские. Однако оба типа обеспечивают одинаковую защиту от коррозии.

Этиленгликолевые лорбидные антифризы имеют маркировку G12++, а G13 — это антифризы на пропилегликолевой основе. Пропиленгликоль по своим характеристикам не отличается от этиленгликоля, однако он менее ядовитый и более экологически чистый.

5 Выбор антифриза

При выборе антифриза важно понимать, что цвет охлаждающей жидкости не указывает на её тип. Красный, синий или зеленый цвет создается добавлением красителя для легкого контроля уровня и поиска утечек. Краситель не влияет на свойства охлаждающей жидкости.

Лучшим руководством при выборе антифриза является рекомендация производителя автомобиля, указанная в инструкции по эксплуатации автомобиля. Там должны быть указаны тип антифриза, заливаемого на заводе, а также допуск (буквенно-цифровой код), который должен быть у рекомендованной на замену жидкости.

При необходимости смешивания разных марок антифриза можно ориентироваться на следующую таблицу от SWAG:

 

Охлаждающая жидкость в системе охлаждения

 

99 90 1089

G11

99 90 2374

G11

99 90 1381

G12

99 91 9400

G12+

30 93 7400

G12++

30 93 8200

G13

Доливаемая охлаждающая жидкость

99 90 1089

G11

да

да

нет

нет

нет

нет

99 90 2374

G11

да

да

нет

нет

нет

нет

99 90 1381

G12

нет

нет

да

нет

нет

нет

99 91 9400

G12+

да

да

да

да

нет

нет

30 93 7400

G12++

да

да

да

да

да

да

30 93 8200

G13

да

да

да

да

да

да