г. Муром, ул. Орловская, д. 1Б
    +7 (910) 777 06 82    8 (49234) 9-98-09
8 (49234) 9-98-29     8 (49234) 77-3-22
office@tmsmurom.ru

Классификация моторных масел

 

1 Классификация моторных масел по SAE (вязкости)

2 Классификация по API

2.1 Классификация по API для бензиновых двигателей (S)

2.2 Классификация по API для дизельных двигателей (C)

3 Классификация по ILSAC

4 Классификация по ACEA

5 Классификация моторных масел по JASO

 

1 Классификация моторных масел по SAE (вязкости)

Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE)

 

В соответствии с SAE J300 принято выделять три категории масел:

·         зимние (маркировка вида SAE 5W);

·         летние (SAE 40);

·         всесезонные (SAE 5W-40).

SAE J300 включает в себя четыре различных теста на вязкость:

·         кинематическая вязкость с низкой скоростью сдвига (отражает поведение масла в двигателе при рабочих температурах около 100 °C);

·         высокотемпературная вязкость с высокой скоростью сдвига (HTHS  — High Temperature High Shear Rate) (испытание для установления баланса между надежной смазочной способностью и не слишком высокой вязкостью для предотвращения отказа двигателя и повышения топливной экономичности);

·         низкотемпературная вязкость перекачки (максимальная вязкость при установленных в зависимости от марки масла температурах);

·         низкотемпературная вязкость проворачивания (моделирование холодного пуска двигателя).

Например, в маркировке SAE 5W цифра 5 указывает на максимальное значение динамической вязкости (обусловлена взаимным трением слоев масла при их смещении друг относительно друга) при отрицательных температурах и минимальную кинематическую вязкость (текучесть) при 100°C, а литера W указывает, что моторное масло пригодно для эксплуатации в зимнее время года (от английского winter — «зима»).

Максимальная динамическая вязкость рассчитывается применительно к минимальным температурам прокачиваемости масла насосом по каналам смазочной системы и проворачивания коленчатого вала стартером при холодном запуске двигателя.

Класс по SAE

Максимальная динамическая вязкость (мПа·с) при заданной температуре (°С)

Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)

Проворачивание

Прокачиваемость

0W

6200 / −35

60000 / −40

3,8

5W

6600 / −30

60000 / −35

3,8

10W

7000 / −25

60000 / −30

4,1

15W

7000 / −20

60000 / −25

5,6

20W

9500 / −15

60000 / −20

5,6

25W

13000 / −10

60000 / −15

9,2

 

На основе данных из таблицы прослеживается следующая зависимость:

  • масло 0W обеспечивает безопасный пуск двигателя при −35°С;
  • масло 5W обеспечивает безопасный пуск двигателя при −30°С;
  • масло 10W обеспечивает безопасный пуск двигателя при −25°С;
  • масло 15W обеспечивает безопасный пуск двигателя при −20°С;
  • масло 20W обеспечивает безопасный пуск двигателя при −15°С;
  • масло 25W обеспечивает безопасный пуск двигателя при −10°С.

 

В маркировке вида SAE 40 цифровой индекс является комплексным: в нем одновременно зашифрованы минимальный и максимальный показатели кинематической вязкости при рабочей температуре 100°С, а также минимальный показатель динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с−1 (HTHS).

Класс по SAE

Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)

Минимальная динамическая вязкость (мПа·с) при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с−1 (HTHS)

Мин.

Макс.

20

5,6

< 9,3

2,6

30

9,3

< 12,5

2,9

40

(0W-40; 5W-40; 10W-40)

12,5

< 16,3

3,5

40

(15W-40; 20W-40; 25W-40)

12,5

< 16,3

3,7

50

16,3

< 21,9

3,7

60

21,9

< 26,1

3,7

 

·         SAE 20 — пригодно для эксплуатации при температуре окружающей среды до +15°С включительно;

·         SAE 30 — до 30°С

·         SAE 40 (0W-40; 5W-40; 10W-40) — до 40°С

·         SAE 40 (15W-40; 20W-40; 25W-40) — до 45°С

·         SAE 50 — до 50°С

·         SAE 60 — до 50°С

 

2 Классификация по API

Классификация разработана американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API). Американская классификация API не является актуальной для европейских производителей, и на практике ее не используют.

 

Согласно данной классификации моторные масла подразделяет на две категории:

·         S (SERVICE) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.

·         C (COMMERCIAL) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

2.1 Классификация по API для бензиновых двигателей (S)

SA — SG

Отменены из-за отсутствия антифрикционных присадок.

SH

Введен в 1993 году. Класс устанавливает те же показатели, что и SG, но методика проведения испытаний более требовательная.

SJ

Класс появился в 1996 году, соответствует более жестким требованиям к вредным выбросам в атмосферу.

SL

Класс введен в 2001 году, отвечает трем требованиям к повышенной топливной экономичности, повышенным требования к защите компонентов, снижающих вредные выбросы, и увеличению межсервисного периода работы масла. Ужесточены, по сравнению с уровнем SJ, требования к проведению испытаний.

SM

Класс масел, введенный 30 ноября 2004 года. Превышает требования класса SL в части термоокислительной стабильности, моющих свойств (защита от нагарообразования) и ресурса. Некоторые масла классифицируются как энергосберегающие.

SN

Класс масел, введенный с 1 октября 2010 года. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API состоит в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также в комплексном энергосбережении. Масла, классифицируемые по API SN, приблизительно соответствуют АСЕА С, с поправкой на высокотемпературную вязкость.

SN PLUS

Класс был введен 1 мая 2019 года в связи с задержками в разработке ILSAC GF-6.

SP

Введен в мае 2020 года. Появление спецификации API SP сопровождается ужесточением требований к свойствам масел по сравнению с API SN. Поэтому для подтверждения соответствия этому стандарту моторное масло должно пройти целый ряд испытаний: низкотемпературная фильтруемость, улучшенная высокотемпературная защита от отложений для поршней и турбокомпрессоров, а также более строгий контроль лако- и шламообразования, запас антикоррозионный свойств для совместимости в биотопливом Е85, тест на износ цепи двигателей с непосредственным впрыском и системы ГРМ.

 

2.2 Классификация по API для дизельных двигателей (C)

СС — СЕ

Отменены

CF

Класс масел для дизельных двигателей с предкамерой, используемых на легковых автомобилях. Улучшенный класс масел, заменяющий класс CE.

CF-2

Масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.

CG-4

Класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей большой мощности.

CH-4

Класс масел для дизельных двигателей тяжелого транспорта, удовлетворяющий стандарту по вредным выбросам, установленному в 1998 году. Класс предполагает, что двигатель работает на топливе с малым содержанием серы.

СI-4

Класс масел, эксплуатируемых в тяжелых условиях в высоко оборотистых четырехтактных дизельных двигателях, удовлетворяющих нормам 2004 года по токсичности выбросов. По эксплуатационным характеристикам превосходит масла API CH-4, CG-4 и CF-4.

CI-4 PLUS

Класс масел для дизельных двигателей с более жесткими требованиями по уровню сажи.

CJ-4

Класс масел для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ppm (0,05% от массы). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов.

CK-4

Полновязкие масла HTHS > 3,5 (доступны в классах вязкости SAE 15W-40, 10W-40, 10W-30). Обратная совместимость с CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS, CH-4. Улучшенная защита от износа и окисления по сравнению с CJ-4. Улучшенная стабильность сдвига.

FA-4

Маловязкие масла с 2,9 < HTHS < 3,5 (доступны в классах вязкости SAE 10W-30, 5W-30, 0W-30). Для новых двигателей с конца 2016г. Не совместимо с API CK-4, CJ-4, CI-4, CI-PLUS.

 

3 Классификация по ILSAC

Классификация разработана Международным Комитетом по Стандартизации и Апробации Моторных Масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee)

 

Классификация моторных масел по ILSAC описывает смазочные материалы для азиатских (японских, корейских, китайских) и американских легковых автомобилей с бензиновыми двигателями. Целью создания ILSAC являлось ужесточение требований, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.

GF-3

Разработан в 2001 году, соответствует классу API SL. Этот стандарт предъявляет повышенные требования к экологичности масел, их способности к экономии топлива, повышению производительности двигателя при критических нагрузках. Данный класс считается устаревшим, но еще используется.

GF-4

Был введен вместе со стандартом API SM в 2004 году. Он качественно отличается от прошлых стандартов: улучшены моющие свойства и топливная экономичность. Как и в маслах API SM, действует ограничение содержания фосфора в 800ppm (0,08%).

GF-5

Введен одновременно со стандартом API SN 1 октября 2010 года. Масла стандарта GF-5 отличаются от масел предыдущих стандартов повышенными энергосберегающими свойствами (на 0,5% выше, чем у ILSAC GF-4), высокими требованиями к шламообразованию и совместимостью с системами снижения токсичности выхлопных газов. Главная особенность – возможность использования в двигателях, работающих на биотопливе.

GF-6

Введен 1 мая 2020 года, основан на требованиях API SP и включает себя следующие улучшения:

·         экономия топлива;

·         сохранение экономии топлива;

·         сохранение ресурса двигателя;

·         защита от LSPI.

GF-6A

Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместим.

GF-6B

Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16, 0W-12 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC.

 

 4 Классификация по ACEA

Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA).

 

Классификация АСЕА дополнительно подразделяет масла на два типа:

·         полновязкие HTHS > 3,5 мПа\с;

·         маловязкие HTHS < 3,5 мПа\с.

 

Масла для легковых автомобилей

А1/В1

для бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла 2,9 < HTHS < 3,5.

А3/В3

для наиболее нагруженных (в т.ч. с наддувом) двигателей, для тяжелых условий эксплуатации или увеличенных интервалов замены по рекомендации производителя HTHS > 3,5.

А3/В4

с непосредственным впрыском топлива, системой Common Rail или насос-форсунками легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков HTHS > 3,5 для наиболее нагруженных (в т.ч. с наддувом) двигателей, для тяжелых условий эксплуатации или увеличенных интервалов замены по рекомендации производителя.

А5/В5

масла для бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла 2,9 < HTHS < 3,5 и продленные интервалы эксплуатации.

А7/В7

Стабильные моторные масла, неизменно сохраняющие рабочие свойства на протяжении всего срока службы. Предназначены для использования в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, оснащенных непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре. Масла стандарта ACEA A7/B7 не подходят для использования в некоторых двигателях.

 

КЛАСС АСЕА

HTHS (КП)

СУЛЬФАТ ЗОЛЫ (%)

СОДЕРЖАНИЕ ФОСФОРА (%)

А1/В1

     

А3/В3

>3,5

0,9-1,5

 

А3/В4

≥3,5

1,0-1,6

≥10

А5/В5

2,9-3,5

⩽1,6

≥8

А7/В7

≥2,9 ≤3,5

⩽1,6

≥6

 

Масла для экологически чистых двигателей (Low SAPS\Mid SAPS)

С1

Базовые требования A5/B5 и дополнительно: HTHS не менее 2,9 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.5%, содержание серы ≤ 0,2%, содержание фосфора ≤ 0,05%.

С2

Базовые требования A5/B5 и дополнительно: HTHS > 2,9 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%.

С3

Базовые требования A3/B4 и дополнительно: HTHS > 3,5 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%, щелочность более 6, испаряемость не более 13%.

С4

Базовые требования A3/B4 и дополнительно: HTHS > 3,5 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.5%, содержание серы ≤ 0,2%, содержание фосфора ≤ 0,09%, щелочность более 6, испаряемость не более 11%.

С5

Категория, введенная в 2016 году. HTHS  2,6 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%.

С6

Масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).

Класс ACEA

HTHS (сП)

Зола сульфатная (%)

Содержание фосфора (%)

Содержание серы

Щелочное число

С1

≥ 2,9

⩽0.5

⩽0.05

⩽0.2

 

С2

≥ 2,9

⩽0.8

0.07-0.09

⩽0.3

 

С3

≥ 3,5

⩽0.8

0.07-0.09

⩽0.3

≥6.0

C4

≥ 3,5

⩽0.5

⩽0.09

⩽0.2

≥6.0

C5

≥ 2,6

⩽0.8

0.07-0.09

⩽0.3

≥6.0

C6

≥2.6 to ≤2.9

≤0.8

≥0.07 to ≤0.09

≤0.3

≥4.0

 

Масла для грузовых автомобилей

Е4

Масло повышенной стабильности, обеспечивающее превосходную чистоту поршней, снижение износа и борьбу с сажеобразованием. Масло рекомендовано для использования в дизельных двигателях высокого класса, отвечающих требованиям по эмиссии Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 и работающих в тяжелых условиях, таких, как значительно увеличенные интервалы смены масла согласно рекомендациям производителя.

Е7

Масло повышенной стабильности, обеспечивающее чистоту поршней и предотвращающее полировку стенок цилиндров, что в дальнейшем обеспечивает отличные сроки амортизации, отсутствие отложений на турбонаддуве, борьбу с сажей и стабильность масла. Масло рекомендовано для использования в дизельных двигателях высокого класса, отвечающих требованиям по эмиссии Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 и работающих в тяжелых условиях, таких, как значительно увеличенные интервалы смены масла согласно рекомендациям производителя. Масло подходит для двигателей без механических фильтров и для большинства двигателей с рециркуляцией выхлопных газов, оснащенных системами снижения SCR NOx.

Е6

Low SAPS на базе Е4 Кроме того, рекомендуется для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы (максимум 50 ppm). Масло повышенной стабильности, обеспечивающее чистоту поршней и предотвращающее полировку стенок цилиндров, что в дальнейшем обеспечивает отличные сроки амортизации, отсутствие отложений на турбокомпрессоре, борьбу с сажей и стабильность масла. Масло рекомендовано для использования в дизельных двигателях высокого класса, отвечающих требованиям по эмиссии Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 и работающих в тяжелых условиях, таких, как значительно увеличенные интервалы смены масла согласно рекомендациям производителя. Масло подходит для большинства двигателей с рециркуляцией выхлопных газов, оснащенных системами снижения SCR NOx. Тем не менее, рекомендации производителей могут различаться, поэтому в случае возникновения сомнений ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации и/ или получите консультацию у дилера.

Е8

Low C 2022 года заменяет категорию ACEA E6. Масла стандарта ACEA E8 производятся по технологии Low SAPS, т.е относятся к малозольным UHPD маслам с HTHS≥ 3,5 мПа•с. Новая спецификация направлена, прежде всего, на снижение вредных выбросов и повышение топливного КПД. Стабильное масло с постоянными свойствами, обеспечивающее превосходный контроль чистоты поршней, износа, обработки сажи и стабильности смазки. Рекомендуется для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI и работающих в очень тяжелых условиях, например, со значительно увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителя. Оно подходит для двигателей с рециркуляцией отработавших газов, с фильтрами твердых частиц или без них, а также для двигателей, оснащенных системами снижения выбросов NOx SCR. Качество Е8 настоятельно рекомендуется для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, и предназначено для использования в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы.

Характеристики ACEA E8:

• UHPD (Ultra High Performance Diesel)

• Малозольные масла Low SAPS

• DPF (дизельный сажевый фильтр)

• HTHS≥ 3,5 мПа•с

Е9

SAPS масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость по отношение к загрязнению сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенных для работы на топливе с низким содержанием серы.

Е11

C 2022 года заменяет категорию ACEA E9. Масла класса ACEA E11 относятся к среднезольным SHPD моторным маслам с высоким HTHS ≥ 3,5 мПа·с. Стандарт ACEA E11 описывает стабильное масло, обеспечивающее эффективный контроль чистоты поршня и полировки канала цилиндров. Кроме того, оно обеспечивает превосходный контроль износа, работу с сажей и стабильность смазочного материала. Рекомендуется для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI, работающих в тяжелых условиях, например, с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителя. Оно подходит для двигателей с сажевыми фильтрами или без них, а также для большинства двигателей с рециркуляцией отработавших газов и для большинства двигателей, оснащенных системами снижения выбросов NOx SCR. E11 настоятельно рекомендуется для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, и предназначен для использования в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы. Характеристики ACEA E11:

• SHPD (Super High Performance Diesel)

• Среднезольные масла Mid SAPS

• DPF(дизельный сажевый фильтр)

• HTHS ≥ 3,5 мПа·с