г. Муром, ул. Орловская, д. 1Б
    +7 (910) 777 06 82    8 (49234) 9-98-09
8 (49234) 9-98-29     8 (49234) 77-3-22
office@tmsmurom.ru

Классификация трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла классифицируются в зависимости от их вязкости и уровня эксплуатационных свойств. Вязкость указывает на текучесть масла при определенной температуре, а эксплуатационные свойства отражают его способность обеспечивать смазку, охлаждение, защиту от износа и другие важные характеристики в процессе работы.

Трансмиссионные масла разделяются на:

  1. Масла для автоматических трансмиссий (Automatic Transmission Fluids, ATF): Эти масла разработаны специально для смазки и охлаждения автоматических трансмиссий. Они часто имеют специфические требования, которые определены производителями трансмиссий.

  2. Масла для механических трансмиссий (Manual Transmission Fluids, MTF): Они предназначены для смазки механических трансмиссий с системой селективной передачи (не синхронизированные трансмиссии) или с системой синхронизации (синхронизированные трансмиссии).

  3. Масла для гипоидных передач (Gear Oils): Гипоидные масла предназначены для смазки гипоидных передач, которые имеют ось вращения с отклонением от оси зубьев.

Внутри каждой из этих классификаций существуют различные уровни вязкости и спецификации, которые соответствуют требованиям разных типов трансмиссий и производителей автомобилей. При выборе трансмиссионного масла необходимо обратиться к руководству пользователя или к рекомендациям производителя автомобиля, чтобы удостовериться, что используется подходящее масло для конкретной трансмиссии.

Классификация трансмиссионных масел по API

GL-1

Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин.

GL-2

Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками.

GL-3

Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а также конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%.

GL-4

Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а также малых скоростях и большом крутящем моменте (при контактном напряжении до 3000 МПа и температуре масла до +150 °C). Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок.

GL-5

Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен (при контактном напряжении более 3000 МПа и температуре масла более +150 °C). Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях.

GL-6

В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самым строгим из имеющихся требований.

Классификация по вязкости (SAE)

Всесезонные трансмиссионные масла должны одновременно сохранять высокую вязкость, чтобы сохранять защитную пленку и не становится слишком густыми, чтобы в условиях низких температур не препятствовать вращению шестерен. Вязкость всесезонных трансмиссионных масел, по аналогии с моторными, обозначается с помощью двух цифр, первая указывает на минимальную рабочую температуру, вторая – вязкость в сСт при 100 градусах Цельсия.

Так, например, масла 75W-140 и 75W-250 предназначены, в основном, для коробок высокофорсированных спортивных автомобилей, подверженным высоким термическим нагрузкам.

Класс вязкости по SAE

Минимальная температура

Вязкость, сСт

70W

-55

4,1 / –

75W

-40

4,1 / –

80W

-26

7,0 / –

85W

-12

11,0 / –

80

 

7,0 / < 11,0

85

 

11,0 / < 13,5

90

 

13,5 / 24,0

140

 

24,0 / 41,0

250

 

41,0 / –

 

Классификация масел для автоматических трансмиссий

Трансмиссионные масла для АКПП относят к особенному классу среди смазок подобного вида, поэтому они не попадают под классификацию API. Эти особенности связаны со строением автоматической коробки передач – в ней отсутствует жесткая связь между коленвалом и первичным валом коробки. Роль сцепления выполняет т.н. гидротрансформатор, поэтому крутящий момент от двигателя передает именно трансмиссионная жидкость (ATF). ATF также выполняет работу по охлаждению трансмиссии и защите ее от коррозии.

Компанией General Motors была предложена следующая спецификация трансмиссионных масел для АКПП:

DEXRON I

Первые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе.

DEXRON II

Появилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами.

DEXRON III

Появилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H.

DEXRON IV

Спецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет.

DEXRON VI

Появилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III – более низкая кинематическая вязкость – не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III.

 Спецификация FORD

Mercon

Масло для автоматических КПП Ford. Создано в 1987 г. и следующее в 1993 г.

Mercon V M2C202-B (Type B)

Масло для автоматических КПП Ford. Создано в 1998 г. С улучшенной защитой от ржавчины, коррозии, отложений и износа. Он улучшает низкотемпературный режим работы АКП. Mercon V является полностью совместимым с Mercon

Спецификация Mercedes-Benz

MB 235.1

масла вязкостью SAE80W,80W-85,85W-90, категория качества API GL-4.

MB 235.0

масла вязкостью SAE90,85W-90, категория качества API GL-5.

MB 236.2

трансмиссионное масло, соответствующее требованиям спецификации ATF Type A Suffix A.

MB 236.6 и 236.7

трансмиссионное масло, соответствующее требованиям спецификации DEXRON DII.

MB 236.1

трансмиссионное масло, соответствующее требованиям спецификации DEXRON DIII.

MB 236.10

специальное масло MB 001 989 21 03 для АКП с урегулированным сцеплением для блокировки гидротрансформатора (GKUB).

МВ 236.11

специальное масло MB 001 989 22 03 для АКП ZF 4 HP 20 и VW AG4.

MB 236.14

допущено к использованию в АКПП 722.5, 722.6 и 722.9 (для 722.9 – только для автомобилей выпуска до 20.06.2010 года и автомобилей с двигателем ОМ629 без ограничения даты выпуска.

MB 236.15

для автомобилей с АКПП 722.9, начиная с даты выпуска 21.06.2010 года. Исключение – автомобили с дизелем ОМ629, в коробки которых допускается заливать только масло из листа 236.14. Для того, чтобы легче было отличить АКПП, в которые необходимо заливать масло из листа допуска 236.15, производитель изменил поддон коробки – если на старом поддоне четыре выштамповки имели круглую форму, то на новых поддонах они имеют овальную форму.

MB 236.17

легковой; грузовой транспорт, масло предназначено для автоматических коробок передач, где требуется лист допуска 236.17 Применяемость: 9-и ступенчатая АКПП 725.0.

Спецификация VOLVO

97305

Соответствует API GL-4 Трансмиссионное минеральное масло для ручных коробок передач Volvo. Применяется в коробках передач и раздаточных коробках, ведущих мостах и дифференциалах, где предписано масло API GL-4.

97307

Соответствует API GL-4 Всесезонное, синтетическое трансмиссионное масло КПП Volvo, обладает высокими эксплуатационными характеристиками, обеспечивает максимальную защиту при сверхтяжелых нагрузках, позволяет продлевать интервал замены и сокращать расходы на обслуживание.

97310

Соответствует API GL-5. Минеральное масло для заднего моста грузовиков Volvo. Применяется для всех агрегатов механических трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, распределительных коробок и мостов легковых автомобилей и тяжелых грузовиков. Особо рекомендуется для коробок перемены передач и мостов современных автомобилей

ZF TE-ML 01E

Соответствует API GL-4 Синтетическое трансмиссионное масло для коробок переключения передач Volvo серии ATO1056 FE/FL.

97340

Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач Volvo. (Dexron III, Allison C4).

Спецификация MAN

M 342 S1

сфера применения: ведущие мосты и раздаточные коробки коммерческих транспортных средств MAN. Периодичность технического обслуживания: до 500 000 км.

M 341 Z5

сфера применения: (автоматизированная) механическая коробка передач. Периодичность технического обслуживания: до 500 000 км.