Трансмиссионные масла классифицируются в зависимости от их вязкости и уровня эксплуатационных свойств. Вязкость указывает на текучесть масла при определенной температуре, а эксплуатационные свойства отражают его способность обеспечивать смазку, охлаждение, защиту от износа и другие важные характеристики в процессе работы.
Трансмиссионные масла разделяются на:
-
Масла для автоматических трансмиссий (Automatic Transmission Fluids, ATF): Эти масла разработаны специально для смазки и охлаждения автоматических трансмиссий. Они часто имеют специфические требования, которые определены производителями трансмиссий.
-
Масла для механических трансмиссий (Manual Transmission Fluids, MTF): Они предназначены для смазки механических трансмиссий с системой селективной передачи (не синхронизированные трансмиссии) или с системой синхронизации (синхронизированные трансмиссии).
-
Масла для гипоидных передач (Gear Oils): Гипоидные масла предназначены для смазки гипоидных передач, которые имеют ось вращения с отклонением от оси зубьев.
Внутри каждой из этих классификаций существуют различные уровни вязкости и спецификации, которые соответствуют требованиям разных типов трансмиссий и производителей автомобилей. При выборе трансмиссионного масла необходимо обратиться к руководству пользователя или к рекомендациям производителя автомобиля, чтобы удостовериться, что используется подходящее масло для конкретной трансмиссии.
Классификация трансмиссионных масел по API
GL-1 |
Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин. |
GL-2 |
Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками. |
GL-3 |
Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а также конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%. |
GL-4 |
Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а также малых скоростях и большом крутящем моменте (при контактном напряжении до 3000 МПа и температуре масла до +150 °C). Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок. |
GL-5 |
Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен (при контактном напряжении более 3000 МПа и температуре масла более +150 °C). Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях. |
GL-6 |
В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самым строгим из имеющихся требований. |
Классификация по вязкости (SAE)
Всесезонные трансмиссионные масла должны одновременно сохранять высокую вязкость, чтобы сохранять защитную пленку и не становится слишком густыми, чтобы в условиях низких температур не препятствовать вращению шестерен. Вязкость всесезонных трансмиссионных масел, по аналогии с моторными, обозначается с помощью двух цифр, первая указывает на минимальную рабочую температуру, вторая – вязкость в сСт при 100 градусах Цельсия.
Так, например, масла 75W-140 и 75W-250 предназначены, в основном, для коробок высокофорсированных спортивных автомобилей, подверженным высоким термическим нагрузкам.
Класс вязкости по SAE |
Минимальная температура |
Вязкость, сСт |
70W |
-55 |
4,1 / – |
75W |
-40 |
4,1 / – |
80W |
-26 |
7,0 / – |
85W |
-12 |
11,0 / – |
80 |
|
7,0 / < 11,0 |
85 |
|
11,0 / < 13,5 |
90 |
|
13,5 / 24,0 |
140 |
|
24,0 / 41,0 |
250 |
|
41,0 / – |
Классификация масел для автоматических трансмиссий
Трансмиссионные масла для АКПП относят к особенному классу среди смазок подобного вида, поэтому они не попадают под классификацию API. Эти особенности связаны со строением автоматической коробки передач – в ней отсутствует жесткая связь между коленвалом и первичным валом коробки. Роль сцепления выполняет т.н. гидротрансформатор, поэтому крутящий момент от двигателя передает именно трансмиссионная жидкость (ATF). ATF также выполняет работу по охлаждению трансмиссии и защите ее от коррозии.
Компанией General Motors была предложена следующая спецификация трансмиссионных масел для АКПП:
DEXRON I |
Первые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе. |
DEXRON II |
Появилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами. |
DEXRON III |
Появилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H. |
DEXRON IV |
Спецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет. |
DEXRON VI |
Появилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III – более низкая кинематическая вязкость – не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III. |
Спецификация FORD
Mercon |
Масло для автоматических КПП Ford. Создано в 1987 г. и следующее в 1993 г. |
Mercon V M2C202-B (Type B) |
Масло для автоматических КПП Ford. Создано в 1998 г. С улучшенной защитой от ржавчины, коррозии, отложений и износа. Он улучшает низкотемпературный режим работы АКП. Mercon V является полностью совместимым с Mercon |
Спецификация Mercedes-Benz
MB 235.1 |
масла вязкостью SAE80W,80W-85,85W-90, категория качества API GL-4. |
MB 235.0 |
масла вязкостью SAE90,85W-90, категория качества API GL-5. |
MB 236.2 |
трансмиссионное масло, соответствующее требованиям спецификации ATF Type A Suffix A. |
MB 236.6 и 236.7 |
трансмиссионное масло, соответствующее требованиям спецификации DEXRON DII. |
MB 236.1 |
трансмиссионное масло, соответствующее требованиям спецификации DEXRON DIII. |
MB 236.10 |
специальное масло MB 001 989 21 03 для АКП с урегулированным сцеплением для блокировки гидротрансформатора (GKUB). |
МВ 236.11 |
специальное масло MB 001 989 22 03 для АКП ZF 4 HP 20 и VW AG4. |
MB 236.14 |
допущено к использованию в АКПП 722.5, 722.6 и 722.9 (для 722.9 – только для автомобилей выпуска до 20.06.2010 года и автомобилей с двигателем ОМ629 без ограничения даты выпуска. |
MB 236.15 |
для автомобилей с АКПП 722.9, начиная с даты выпуска 21.06.2010 года. Исключение – автомобили с дизелем ОМ629, в коробки которых допускается заливать только масло из листа 236.14. Для того, чтобы легче было отличить АКПП, в которые необходимо заливать масло из листа допуска 236.15, производитель изменил поддон коробки – если на старом поддоне четыре выштамповки имели круглую форму, то на новых поддонах они имеют овальную форму. |
MB 236.17 |
легковой; грузовой транспорт, масло предназначено для автоматических коробок передач, где требуется лист допуска 236.17 Применяемость: 9-и ступенчатая АКПП 725.0. |
Спецификация VOLVO
97305 |
Соответствует API GL-4 Трансмиссионное минеральное масло для ручных коробок передач Volvo. Применяется в коробках передач и раздаточных коробках, ведущих мостах и дифференциалах, где предписано масло API GL-4. |
97307 |
Соответствует API GL-4 Всесезонное, синтетическое трансмиссионное масло КПП Volvo, обладает высокими эксплуатационными характеристиками, обеспечивает максимальную защиту при сверхтяжелых нагрузках, позволяет продлевать интервал замены и сокращать расходы на обслуживание. |
97310 |
Соответствует API GL-5. Минеральное масло для заднего моста грузовиков Volvo. Применяется для всех агрегатов механических трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, распределительных коробок и мостов легковых автомобилей и тяжелых грузовиков. Особо рекомендуется для коробок перемены передач и мостов современных автомобилей |
ZF TE-ML 01E |
Соответствует API GL-4 Синтетическое трансмиссионное масло для коробок переключения передач Volvo серии ATO1056 FE/FL. |
97340 |
Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач Volvo. (Dexron III, Allison C4). |
Спецификация MAN
M 342 S1 |
сфера применения: ведущие мосты и раздаточные коробки коммерческих транспортных средств MAN. Периодичность технического обслуживания: до 500 000 км. |
M 341 Z5 |
сфера применения: (автоматизированная) механическая коробка передач. Периодичность технического обслуживания: до 500 000 км. |